Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Промысловые деревни Севера

Промысловые деревни Севера

История
4 286
0

От обычных земледельческих деревень сильно отличались промысловые деревни. Еще в ХІІ-ХІІІ вв. в начале заселения Севера возник тип промыслово-торгового поселения – новгородские фактории – Тотьма, Нюксеница, Брусенец, немного позднее Тарножский Городок. У промысловых деревень в вологодских землях можно отметить их специфические черты. Если обычно на Севере промысловые деревни были охотничье-рыболовческими становищами с небольшим количеством дворов и населения в них, то у вологодских была и еще одна направленность в хозяйстве. Это были деревни солеваров, возникшие здесь в древности и обслуживающие соледобывающий промысел, В Сольвычегодском у. у Соляного оз. с XVI в. были заведены солеварницы вотчинниками Строгановыми. Такое же селение находилось в Леденгском Усолье (Тотемский у.), возникшее в XVII в. и бывшее во владении купеческого гостя Василия Ивановича Грудцина из Устюга. В селении находилось “четыре трубы с рассолом, да 9 варниц, усадебного места по обе стороны Леденги 5 дес. У тех варниц 36 изб, а в них живут работные люди… 152 чел.”. Кроме того, в нем находилась церковь и двор Грудцина “для приезду”, а в его отсутствие “живут в нем приказные люди”, еще есть “скотский двор и мельницы, сенные покосы, лес и небольшая запашка, снимаемая с половниками". Такими же своеобразными были деревни в западных районах, особенно в Устюженско-Череповецком крае, население которых с древности занималось добычей болотных руд и железоделательным промыслом. В них у жилых изб находились горны, кузницы и мастерские.
Отличались и деревни на торговых и речных путях, выполнявшие транспортные функции, население которых мало занималось земледелием. Такими были деревни по Сухоне. С XVII в. они стали перева- лочными пунктами в Сибирь и обслуживали речные пути. Такими же оставались многие из них и в XIX в., как например, с. Брусенец, где осуществлялась перевозка грузов и содержание транспорта. В притрактовых деревнях, приобретавших транспортные функции, заводились постоялые дворы, земские почтовые станции (”обувательские” станции). Они находились на тракте Устюжна-Череповец-Петербург в Вологодском у. (д. Маркове Благовещенской вол.), в Вельском у. в д. Шириханово, в Кадниковском у. в д. Хмелевская (Бережок), в Грязовецком у. два постоялых двора в притрактовых деревнях. В 1890 г. только в Вологодском у. было 1033 земских станций. Привалочными пунктами в глухих лесных волоках были мелкие “лесные избушки”. Такие избупки-”истопки” были на пути из Вельского у. в олонецкую д. Мехреньгу. Многие из них в Каргополье использовались летом в сенокос, а зимой на лесозаготовках.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация